Особенности приема в аспирантуру на бюджет и за плату

Бюджетная, целевая и платная аспирантура Об аспирантуре

Государство дает возможность учиться в аспирантуре бесплатно, но очевидно, что ее нельзя предоставить всем желающим. Поэтому существуют и другие основания для обучения в аспирантуре — не за счет государства, а за собственный, то есть платно. Кроме того, бесплатно можно учиться, используя для этого два различных основания: основной набор и по целевой квоте. О ключевых особенностях указанных способов приема на программы аспирантуры мы и расскажем в этой статье.

Основные различия между бюджетным и платным приемом

Первое и очевидное отличие между бесплатной и платной аспирантурой состоит в источниках финансирования. Если первая финансируется из федерального, региональных и даже местных бюджетов, то вторая — за счет средств физических и (или) юридических лиц. Это, в частности, закреплено в п. 6 Приказа Минобрнауки России от 06.08.2021 № 721 об утверждении Порядка приема на обучение в аспирантуру (далее — Приказ № 721).

Здесь необходимо отметить, что бесплатной аспирантура является только для обучающегося, за которого платит бюджет, а в случае целевого набора — еще и конкретное предприятие, оказывающее ему во время обучения различные финансовые меры поддержки.

Второе отличие бюджетной аспирантуры от внебюджетной заключается в порядке формирования мест для зачисления.

Так, количество бюджетных мест в аспирантуру, или так называемые контрольные цифры приема (КЦП), выделяется Минобрнауки РФ по группам научных специальностей, распределяется по результатам публичного конкурса и устанавливается образовательным организациям в порядке, утверждаемом органом власти соответствующего уровня. Это следует из положений ст. 100 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). В результате в каждом вузе, по каждому направлению подготовки и по каждой форме обучения формируются собственные контрольные цифры приема.

В свою очередь, вуз (а равно научная организация) осуществляет прием в аспирантуру на бюджет в рамках выделенных ему на учебный год контрольных цифр, превысить которые нельзя. При этом из общего количества выделенных организации бюджетных мест часть отводится под целевую квоту, что соответствующим образом уменьшает количество основных мест в рамках контрольных цифр (п.п. 6–7 Приказа № 721).

Количество же платных мест в аспирантуру вузы на сегодняшний день все еще устанавливают самостоятельно и на основании п. 51 Приказа № 721 могут превышать эти цифры по своему решению. В этом случае зачислению подлежат все поступающие, преодолевшие минимальный порог баллов, либо те из них, кто дополнительно набрал установленную сумму конкурсных баллов за вступительные испытания и индивидуальные достижения.

Примечательно, что по части платного набора аспирантуру не коснулись изменения, аналогичные произошедшим в приеме на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Там, напомним, 01.03.2025 вступил в силу Приказ Минобрнауки России от 27.11.2024 № 821, которым было исключено положение, позволяющее вузам превышать изначально установленное ими количество платных мест.

Однако прием в аспирантуру затрагивает законопроект № 884102-8, которым предполагается лишить образовательные организации высшего образования права самостоятельно регулировать число платных мест и закрепить соответствующие полномочия за Правительством РФ. По состоянию на май 2025 года этот проект федерального закона находится на стадии рассмотрения и в случае принятия вступит в силу с 01.09.2026.

Третье различие между платным и бесплатным приемом в аспирантуру касается особенностей проведения конкурса. Поскольку места для приема формируются раздельно для бюджетной, целевой и договорной основы обучения, то и конкурсные испытания, а также проходные баллы тоже соответственно проводятся и определяются для каждой из этих форм поступления по отдельности (см. подп. 4 и 5 п. 7 Приказа № 721).

Наконец, четвертое отличие относится к подаваемым в аспирантуру документам при зачислении по платному набору. Здесь всего две особенности. Первая связана с необходимостью заключения договора об оказании платных образовательных услуг. Вторая позволяет передать образовательной организации вместо оригинала документа об образовании его копию вместе с заявлением о согласии на зачисление либо только указанное заявление вместе с выпиской из ФИС ФРДО (см. п. 47 Приказа № 721).

В остальном же никаких отличий в порядке приема в аспирантуру в зависимости от формы обучения нет. А подробнее о процедурных аспектах поступления в аспирантуру можете ознакомиться здесь.

Особенности приема на целевое обучение в аспирантуру

    УЗНАЙТЕ СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ

    Здесь прежде всего необходимо отметить, что поступление в аспирантуру на целевое обучение (как и по другим программам среднего профессионального или высшего образования) может осуществляться как на бюджетные, так и на платные места, что следует из ч. 6 ст. 56 Закона об образовании. Во втором случае финансирование осуществляется полностью или частично за счет средств заказчиков такого обучения, которыми могут также выступать коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

    Чаще же всего поступающие заинтересованы в поступлении по целевым квотам на бюджетные места. Но в 2024 году порядок приема на целевое обучение за счет бюджета претерпел существенные изменения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 14.04.2023 № 124-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 27.04.2024 № 555 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (далее — Постановление № 555), а также Приказа Минобрнауки России от 30.10.2023 № 1036.

    Так, ранее целевые квоты на обучение в аспирантуре устанавливались либо учредителем образовательной организации, либо Правительством РФ, органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления и финансировались, соответственно, из федерального, региональных и местных бюджетов. Теперь такие квоты утверждаются только Правительством РФ и финансируются исключительно из средств федерального бюджета (см. п. 55 Приказа № 721, п. 8 Правил установления квоты, утв. Постановлением № 555).

    Также, если раньше претендент на место в целевой аспирантуре искал будущего работодателя теми способами, которые выбирал он сам, то теперь этот процесс строго регламентирован. До 2024 года договор с организацией, которая заказывает обучение в аспирантуре (а обучающийся обязуется отработать в ней не менее 3-х лет), заключался еще до вступительных испытаний, причем абитуриент мог заключить и 2-3 договора в разные аспирантуры (в разных вузах и по разным специальностям) и с разными предприятиями, чтобы подстраховаться на всякий случай, если где-то не хватит баллов для поступления.

    Такая ситуация приводила к тому, что поступающий мог пройти по баллам на все места, где он сдавал экзамены, и тогда вроде бы занятые места пустовали — человек считался поступившим, но согласие на зачисление не подписывал, выбирая другое место (на которое поступил тоже, и тоже по целевому договору), а вузам приходилось перераспределять места или объявлять дополнительный набор.

    Поэтому сегодня правила приема в аспирантуру по целевому набору кардинальным образом изменились. Договор теперь с предприятием можно заключить только после успешного прохождения вступительных испытаний и зачисления на целевое место в аспирантуре. Более того, такой договор с 2024 года допускается заключать только с одним работодателем и только для одного вуза.

    Официально считается, что это повышает шансы на поступление, так как все работодатели, заинтересованные в обучении в аспирантуре своих будущих сотрудников, обязаны зарегистрироваться на портале «Работа в России», который интегрирован с Госуслугами. Там организации размещают все свои предложения как по вузам, так и по интересующим их специальностям. В свою очередь абитуриент там же подает заявку и в конкретный вуз, и конкретному предприятию на конкретную позицию. Несколько заявок можно подать лишь при условии поступления по различным научным специальностям (см. п.п. 58, 60 Приказа № 721).

    То есть система полностью прозрачна, потому что все заявки на целевое обучение и все предложения находятся в открытом и публичном доступе. Более того, там же указаны права и обязанности всех заинтересованных сторон, которые позже будут зафиксированы в договоре (но после зачисления, как мы уже отметили выше). Работодатель заранее прописывает не только направления подготовки, но и меры поддержки своего аспиранта (стипендия, стажировки и пр.), и даже требования к успеваемости (не обязательно, но многие организации формулируют и их).

    С одной стороны, новая система имеет массу преимуществ: четкая регламентация, полная прозрачность, отбор действительно лучших и ряд других. Но с другой — многие работодатели могли раньше оплачивать обучение «вот этого конкретного претендента на рабочее место», а не абстрактного «лучшего». Потенциальным аспирантам нынешний порядок тоже не слишком удобен: если не получится пройти по конкурсу для «целевиков» (не набрав нужные баллы), то далее подстраховки уже никакой — только платное обучение, которое по карману далеко не всем. В выигрыше остаются только вузы, для которых вступительная кампания стала куда более упорядоченной.

    Сколько стоит обучение в аспирантуре сегодня?

    Цена обучения в аспирантуре заметно варьирует как в разных вузах, так и внутри одного вуза, но по разным специальностям.

    В самом общем случае можно сказать, что стоимость аспирантуры в региональных вузах в 2024–2025 учебном году находилась в пределах 150–200 тыс. руб. в год, в столичных — 250–300 тыс. руб., а в наиболее ведущих и престижных вузах страны (МГУ, ВШЭ и т.п.) по отдельным направлениям подготовки доходила и до 500–600 тыс. руб. в год.

    Но повторим — это очень примерные расценки и узнавать это надо в самих организациях, которые вам интересны. Нередко такая информация находится в открытом доступе на сайтах вузов в разделе «Аспирантура» (или в каком-то подобном).

    Конечно, идеальный вариант — поступить на бюджетное место. Так проще всего для обучающегося, а главное — его положение при этом гораздо стабильнее, поскольку оно гарантируется государством. Нужно только учиться и писать кандидатскую диссертацию. При целевом наборе аспирант полностью зависит от предприятия (которое может и обанкротиться, например, или просто не очень ответственно выполнять свои обязательства), ну а обучение по договору — это очень серьезные траты денежных средств, которые тоже могут быть в наличии не всегда.

    Правда, поступить обычно проще всего как раз наоборот — на платное место, чуть сложнее — на целевое, а наиболее трудно — именно на бюджетное. Поэтому что выбрать, решать только вам, исходя из своих финансовых, организационных и интеллектуальных возможностей. Однако независимо от способа поступления, вам придется выполнять массу письменных работ (аспирантские рефераты, научные статьи, диссертацию и др.) и вот если на какие-то из них не будет хватать времени или сил, то вам всегда готовы прийти на помощь наши специалисты, способные быстро и качественно написать любой научный труд.

    Оцените статью
    Science-zakaz.ru