Новый формат аспирантуры России

Новое в российской аспирантуре Об аспирантуре

В нашей стране последние несколько лет осуществляются масштабные реформы профессионального образования на всех его уровнях. Изменения коснулись и подготовки кадров высшей квалификации, в том числе появились понятия «научная аспирантура» и «профессиональная аспирантура». Меняются также статус, порядок, формы и сроки обучения научных и научно-педагогических кадров. О том, как все это отразилось на аспирантуре, мы и поговорим в настоящей статье.

Цели произошедшего реформирования законодательства об аспирантуре

В течение довольно значительного периода на протяжении нынешнего столетия российская аспирантура была ограничена подготовкой только научно-педагогических кадров, тогда как кадры научные аспирантура не готовила, поскольку это просто не входило в ее функции. Практическим же следствием из такого положения дел стало вынесение защиты кандидатской диссертации за пределы обучения в аспирантуре (адъюнктуре), то есть, проще говоря, аспирантура — это одно, а защита диссертации — уже совсем другое.

Можно было сдать все кандидатские экзамены и рефераты, вообще выполнить все промежуточные и итоговые испытания, но не защищать диссертацию и при этом получить документ об успешном окончании государственной аспирантуры, который, в частности, позволял работать преподавателем в высших учебных заведениях. Но в результате слишком высокий процент поступивших в аспирантуру вполне осознано не шел на защиту кандидатских после ее окончания и таким образом терялся изначальный смысл создания данной формы подготовки кадров.

Поэтому Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 517) было положено начало масштабному реформированию системы подготовки кадров высшей квалификации. Данный законодательный акт вступил в силу с 01.09.2021 и ввел в обиход понятие «научной аспирантуры». Теперь подготовка научных кадров входит в перечень функций аспирантуры, а итоговая аттестация прошедшего обучение в ней и выполнившего все остальные требования (промежуточная аттестация, все публикации, отражающие основные результаты диссертационного исследования, и проч.) осуществляется в форме оценки диссертации и ее соответствия предъявляемым требованиям.

Главные изменения в модели аспирантуры

    УЗНАЙТЕ СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ

    Во исполнение Закона № 517 были разработаны и введены в действие с 01.03.2022 Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122, утвердившее новое Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), и Приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 № 951, утвердивший федеральные государственные требования (ФГТ) к программам подготовки кадров в аспирантуре.

    Собственно, ключевым изменением в концепции аспирантуры как раз и стало введение ФГТ вместо существовавших ранее федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что означает переход от преобладания чисто образовательных компонентов в данной форме обучения к приоритету ее научной составляющей, так как большинство критически значимых различий между ФГОС и ФГТ сводятся прежде всего именно к этому. А они уже, в свою очередь, влекут за собой следующие системные изменения в современной российской модели аспирантуры:

    • новую структуру программ — ФГОС и ФГТ для аспирантуры по-разному трактуют их содержательное наполнение и, в частности, последние предоставляют вузам возможность снижать долю чисто образовательной составляющей в этих программах (текущая аттестация по дисциплинам, подготовка рефератов и проч.) в пользу усиления научной (в первую очередь в рамках диссертационного исследования);
    • появление требования завершения работы над кандидатской диссертацией до окончания срока обучения в аспирантуре;
    • изменение порядка и содержания итоговой аттестации — если ранее она проходила в форме государственного экзамена и/или защиты доклада по содержанию диссертационной работы (которой могло и не быть в готовом виде), то теперь это обязательно оценка выполненной диссертации на специальном заседании кафедры или диссовета (по сути ее обсуждение или, как раньше говорили, предзащита), причем должны быть в наличии или хотя бы приняты к публикации статьи ВАК по теме исследования в необходимом для защиты количестве;
    • отмену государственной аккредитации аспирантуры в части ее программ, при этом лицензирование сохраняется;
    • изменения в самих формах обучения — теперь отсутствует так называемая вечерняя (или очно-заочная) форма, а заочная осталась только в организациях, подведомственных так называемым «силовым» государственным органам, и осуществляющих программы в интересах национальной безопасности;
    • упразднение дипломов с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», при этом вместо них теперь выдается заключение о соответствии диссертации необходимым критериям и свидетельство об окончании аспирантуры либо просто справка об освоении соответствующей программы.

    Пилотный проект о профессиональной аспирантуре

    Данный пилотный проект стартовал в 2023-м году на основании Указа Президента РФ от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» и принятого в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 09.08.2023 № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» и будет продолжаться до 2026-го включительно. Его суть заключается в том, что 6 ведущих российских вузов — БФУ им. И. Канта, МАИ, НИТУ «МИСИС», МПГУ, СПбГУ императрицы Екатерины II и НИ ТГУ — начинают практическую реализацию концепции профессиональной аспирантуры.

    В этих учебных заведениях в течение указанного периода проходит апробация новой модели высшего профессионального образования в России, которая подразумевает отмену степеней бакалавра и магистра, а вместо них вводятся два уровня: базовое высшее образование и специализированное, предполагающее углубленное изучение по выбранному профилю. Третьим уровнем в этой системе как раз и призвана стать аспирантура, и вот она уже логичным образом представляет собой научное развитие профессиональных знаний и навыков, полученных обучающимися в рамках двух предыдущих уровней.

    По итогам реализации пилотного проекта удачные практики обучения планируется распространить на все образовательное пространство Российской Федерации, а пока вузы-участники каждые полгода отчитываются в Минобрнауки России о ходе выполнения проекта.

    Для студентов же и аспирантов принципиальным образом ничего не изменится, кроме того, что официально провозглашаемой целью обучения в аспирантуре теперь является защита кандидатской диссертации, а получение диплома в магистратуре после специалитета не будет считаться вторым высшим образованием (как имеет место сейчас на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Плюсы и минусы реформы

    Представляется, в целом все описанные изменения в системе высшего образования вообще и аспирантуре в частности следует трактовать положительно. Мы наконец-то уходим от чуждой для отечественной профессионально-образовательной модели так называемой Болонской системы, показавшей свою несостоятельность в российских реалиях.

    Также видится разумным подходом внедрять столь масштабные преобразования не во всех вузах сразу, а поначалу только в тех, которые обладают наиболее значительным материальным, финансовым, научным и кадровым потенциалом. Это позволит отсеять неработоспособные нововведения и практики, оставив лишь те, которые однозначно приносят пользу с точки зрения развития национальной системы подготовки кадров высшей квалификации.

    В то же время указанные реформы происходят не вдруг и не одним ударом, полностью отрицая весь предыдущий опыт, включая положительный, как это нередко у нас бывает, а постепенно и так, чтобы это ни в коей мере не ущемляло права и возможности обучающихся.

    Вместе с тем, нынешняя реформа высшего образования и аспирантуры по сути лишь возвращает те привычные для нашей страны формы, которые существовали у нас и так много лет назад, в том числе еще во времена СССР. Особенно это касается аспирантуры. Но происходит это слишком медленно и не акцентированно, поскольку даже в вузах-участниках пилотного проекта по-прежнему сохраняется трехуровневая система высшего профессионального образования, тогда как для успешного функционирования национальной экономики вполне достаточно и двух — специалитета и аспирантуры.

    Фактически система подготовки кадров высшей профессиональной и научной квалификации функционирует в России в условиях перманентных реформ, что безусловно является ее критическим недостатком. Разрушив вполне эффективную советскую модель, мы так и не построили до конца европейскую (или более широко — западную), а теперь отказались и от нее, пытаясь создать нечто среднее между ними. В частности, от научного приоритета в аспирантуре Россия перешла к образовательному, потом обратно, а теперь пытается реализовать еще и профессиональный.

    В то же время для студентов и аспирантов мало что меняется в практическом плане. Все так же нужно сдавать ЕГЭ, писать и защищать выпускную квалификационную работу, сдавать вступительные экзамены в аспирантуру, учиться там несколько лет, а на выходе из нее предоставить готовую к защите кандидатскую диссертацию. И все так же у вас остается надежный помощник в этом непростом деле, ведь на нашем сайте вы в любой момент можете заказать написание той научной работы, которая вам в данный момент требуется.

    Оцените статью
    Science-zakaz.ru