- Формы, технологии и сроки обучения в аспирантуре
- Этапы обучения в аспирантуре
- Начало обучения
- Отличия учебы в аспирантуре на разных курсах
- Окончание обучения
- Особенности образовательного процесса в аспирантуре
- Организация учебного года
- Как проходят занятия в аспирантуре?
- Какие практики проходят аспиранты?
- Обязательно ли аспиранту преподавать в рамках освоения программы?
- Как проводится текущий контроль успеваемости аспиранта?
- Как происходит промежуточная аттестация аспиранта?
- Есть ли в аспирантуре сессии?
- Что представляет собой итоговая аттестация по программам аспирантуры?
- Можно ли окончить аспирантуру досрочно?
- Можно ли пройти ускоренное обучение в аспирантуре?
- Особенности обучения в аспирантуре заочно и дистанционно
- Сложно ли учиться в аспирантуре?
Учеба в аспирантуре имеет очень много общего с подготовкой бакалавров, специалистов и магистров (особенно последних). Все тот же вуз (иногда, правда, НИИ), все те же аудиторные занятия, экзамены, практики и написание итоговой работы. Вместе с тем, обучение в аспирантуре имеет и достаточно выраженную специфику, которая принципиальным образом отличает ее от перечисленных выше ступеней образования. Что же на самом деле представляет собой обучение аспирантов, мы и расскажем в этой статье.
Формы, технологии и сроки обучения в аспирантуре
Сразу скажем, что сегодня в России существует в основном только очная форма аспирантуры.
Заочное обучение в аспирантуре возможно, но только по программам в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. То есть обучение аспирантов (адъюнктов) на заочной форме могут осуществлять лишь федеральные государственные образовательные организации, находящиеся в ведении Генпрокуратуры России, Следственного комитета, Службы внешней разведки, ФСБ, МЧС, Управления делами Президента РФ, Минобороны, МВД, ФСИН, ФСО, Росгвардии и ГУСП.
Это следует из п.п. 13 и 38 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122 (далее ― Постановление № 2122), п. 7 Приложения к Приказу Минобрнауки РФ от 20.10.2021 № 951 об утверждении ФГТ (далее ― ФГТ), а также ст. 81 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ― Закон об образовании).
Вечерняя аспирантура (или она же ― очно-заочная форма аспирантуры) с 2021 г. упразднена и набор на такие программы с тех пор не осуществляется. Хотя те, кто уже на нее поступили, имеют возможность доучиться, даже если брали академический отпуск и до сих пор не закончили учебу в аспирантуре.
Также обучение аспирантов возможно и дистанционно, с применением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но это не отдельная форма подготовки, а всего лишь технический формат, на который могут переводиться как отдельные занятия, так и целые курсы.
Регламентируют особенности дистанционного обучения в аспирантуре ст. 16 Закона об образовании, п. 27 Постановления № 2122, а также Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Из приведенных актов следует, что действующее российское законодательство подобный формат преподавания в аспирантуре не запрещает. Но при этом оно предъявляет достаточно жесткие требования к его обеспечению современными ИКТ в целях создания условий не только для качественного обучения в аспирантуре, но и сохранности персональных данных, а также сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.
Поэтому вузы не очень охотно применяют дистанционный формат учебы в аспирантуре. В основном среди таких представлены лишь ведущие отечественные образовательные организации.
Ответ на вопрос о том, сколько лет учиться в аспирантуре, содержит п. 7 ФГТ. Так, для очной формы срок обучения в аспирантуре составляет 3 года, а для заочной ― 4 года, но последняя, напоминаем, возможна далеко не всегда. Также существует перечень научных специальностей в аспирантуре, срок учебы по которым увеличен до 4 и 5 лет соответственно для очной и заочной форм. Список таких специальностей можно посмотреть в Приложении к самим ФГТ.
Этапы обучения в аспирантуре
Начало обучения
Учеба в аспирантуре, как в общем-то и в рамках любой другой ступени образования, начинается с общего собрания поступивших, где им кратко рассказывают об основных принципах и этапах предстоящего обучения. Это может быть собрание вообще всех аспирантов, поступивших в данном году (если вуз относительно небольшой), а бывает, что собирают отдельно обучающихся на каждой укрупненной группе специальностей (всех юристов, всех математиков и пр.). В любом случае необходимо сначала ввести слушателей аспирантских программ в курс дела.
Далее поступивших в аспирантуру распределяют по выпускающим кафедрам, к которым они и прикрепляются, согласно распределению бюджетных, договорных и целевых мест. А уже на каждой такой кафедре своим аспирантам назначают научных руководителей.
Нередко бывает и так, что научный руководитель знакомится со своим будущим аспирантом еще до вступительных испытаний и, более того, дает ему рекомендацию для поступления в аспирантуру. В этом случае работа научного руководителя с аспирантом начинается обычно с первого дня обучения.
Важным этапом учебы в аспирантуре является составление индивидуального плана. В этом документе прописывается, какие кандидатские экзамены будут сданы аспирантом на первом году обучения, какие останутся на второй год обучения в аспирантуре, что вообще планируется сделать в рамках 3–го года в аспирантуре, и то же самое касается работы над кандидатской диссертацией ― все расписывается подробнейшим образом по срокам (подбор литературы, написание ее обзора, сбор эмпирических данных, их обработка и анализ и т.д.), так как график в аспирантуре в общем-то довольно жесткий. Индивидуальный план обязательно согласовывается с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры или диссертационного совета (в дальнейшем может корректироваться).
Отличия учебы в аспирантуре на разных курсах
Первый год обучения в аспирантуре обычно посвящен сбору информации для диссертации и подготовке к сдаче одного из кандидатских экзаменов ― чаще всего это философия и история науки (с учетом специальности обучающегося). Причем для диссертации, как правило, в этот период еще не проводятся научные исследования, а лишь подбираются источники ― монографии, статьи, статистические данные, исторические документы или нормативная правовая база (в зависимости от того, какую науку изучает аспирант).
На втором году учебы в аспирантуре чаще всего сдают кандидатский минимум по иностранному языку (тоже с учетом направления подготовки аспиранта) и переходят к так называемому «полевому» этапу исследований в рамках подготовки кандидатской диссертации (если таковой вообще предполагает данная специальность). Например, историк может отправиться в археологическую экспедицию или как минимум в архив, социолог проводит опросы, физик ставит эксперименты на соответствующем оборудовании, а, скажем, философ ничего такого не делает, но все равно переходит от обзора литературы или иных источников к анализу собранной информации.
На третьем году обычно сдают специальную дисциплину, причем на этом экзамене нередко один из вопросов в каждом билете ― о результатах (хотя бы промежуточных) собственного диссертационного исследования аспиранта. Именно поэтому ее, как правило, нет смысла сдавать раньше, хотя в принципе это возможно по согласованию с научным руководителем и профильной кафедрой. Также в этом году необходимо полностью завершить работу над кандидатской и выйти на обсуждение (предзащиту). Одновременно закрываются все «хвосты», которые по каким-либо причинам еще остаются у аспиранта (сдаются отчеты по практике, утверждается окончательный вариант индивидуального плана и т.п.).
Окончание обучения
Окончание учебы в аспирантуре ― это и есть успешное обсуждение кандидатской диссертации, то есть выпускающая кафедра или диссовет должны дать рекомендацию к защите. И все нужно успеть в течение 3–го года учебы, то есть работа уже должна быть написана (хотя бы в приемлемом черновом варианте), назначены рецензенты (они еще должны успеть ее прочитать и подготовить свои отзывы), утверждена дата заседания кафедры или диссертационного совета (где и состоится предзащита), сданы все кандидатские экзамены и отчеты по практике. Поэтому лучше, чтобы диссертация уже была хотя бы относительно готова не к концу года, а примерно в середине.
Особенности образовательного процесса в аспирантуре
Организация учебного года
Учебный год в аспирантуре ровно такой же, как и на всех других образовательных уровнях. Вуз просто не может позволить себе какой-то иной график: с сентября по июнь он занимается обучающимися, а июль–август ― абитуриентами (всеми: и бакалаврами, и специалистами, и магистрантами, и аспирантами), за отдельными исключениями.
Относительно того, сколько семестров в аспирантуре, формально можно сказать, что «два» (в году). Но, по сути, аспирант их никак не ощущает, поскольку у него нет сессий как таковых. Просто в период сдачи кандидатских экзаменов или отчетов по практике (как правило, это январь и июнь) обычно нет аудиторных занятий.
Также официально есть у аспирантов каникулы. Длятся они 6–8 недель (на основании п. 30 Постановления № 2122) и типично устанавливаются в июле–августе. Но на каникулы научный руководитель почти всегда дает аспиранту массу заданий в соответствии с разрабатываемой им темой кандидатской диссертации. Это может быть сбор литературы и других источников информации, «полевой» этап исследования, обработка собранных данных, командировки в ведущие российские библиотеки или архивы, подготовка первоначального варианта текста диссертации либо какой-то его части и т.п. И если аспирант вообще планирует защищаться, то, конечно, такие задания он должен выполнять, а потому каникул у него практически не бывает.
Как проходят занятия в аспирантуре?
На вопрос о том, есть ли пары в аспирантуре, можно ответить утвердительно. Они есть, но их очень мало, потому что мало дисциплин, которые аспирантам преподают (подробнее о том, какие они и сколько их, можно прочитать здесь.
Сами эти дисциплины официально стоят в расписании и, как правило, по каждой из них есть одна–две пары в неделю. Но в принципе аспирант может на них и не ходить ― обычно никто там никого не отмечает, а сами занятия организованы только ради помощи обучающимся. Текущих оценок в аспирантуре тоже нет (хотя отдельные преподаватели по собственной инициативе в принципе могут их выставлять). Соответственно, не нужна помощь в подготовке ― можете не пользоваться.
Какие практики проходят аспиранты?
Это образовательные организации (их Ученые советы) решают сами и фиксируют в своих локальных актах.
С утверждением ФГТ все больше вузов стали добавлять в свои программы обучения аспирантов научно-исследовательские практики, направленные на сбор материалов для написания диссертационной работы. Также по-прежнему в аспирантуре часто встречается педагогическая практика. Но вполне возможны и другие: производственная, учебная и даже какие-то более редкие виды.
Все это нужно узнавать там, куда вы планируете поступать в аспирантуру. Обычно программы подготовки выложены в открытом доступе на сайтах образовательных организаций. Проходят практики, как правило, на 1–м или 2–м курсе.
Обязательно ли аспиранту преподавать в рамках освоения программы?
Нет, не обязательно. Это определяется:
- конкретной программой подготовки по данному направлению (там может быть, а может и не быть предусмотрена педагогическая практика);
- учебной нагрузкой на выпускающей кафедре.
То есть аспиранта могут привлекать, а могут и не привлекать к работе в качестве преподавателя. Но если вам такое предлагают научный руководитель или заведующий кафедрой вне рамок вашего индивидуального плана, то советуем без уважительных причин (состояние здоровья, полная занятость в другом месте и т.п.) не отказываться.
Как проводится текущий контроль успеваемости аспиранта?
Опять же, все зависит от конкретного вуза.
Где-то аспиранту нужно формировать письменный отчет о проделанной работе по итогам каждого полугодия и сдавать его научному руководителю.
А где-то ничего такого не нужно. От аспиранта требуется только вовремя выполнять свой утвержденный индивидуальный план: сдавать кандидатские экзамены, отчеты по практике и делать по диссертации то, что говорит научный руководитель. Плюс еще писать научные статьи и выполнять иную предусмотренную планом научную деятельность (например, участвовать в конференциях). И в принципе это все, что делают в аспирантуре. Иногда могут еще потребовать какие-нибудь доклады или рефераты по предметам, но это уже мелочи.
Как происходит промежуточная аттестация аспиранта?
Очень просто. В конце учебного года (реже ― каждого семестра) аспиранты выступают на заседании кафедры или диссертационного совета с докладом о том, что они сделали за этот период и насколько сделанное соответствует утвержденному индивидуальному плану. Потом выступает научный руководитель и высказывает уже свое мнение на этот счет. Если в целом все запланированное выполнено, то аспиранта аттестуют и переводят на следующий курс. При значительном отклонении в худшую сторону от плана может быть принято решение об отчислении аспиранта. Решающим здесь обычно является мнение научного руководителя.
Есть ли в аспирантуре сессии?
Формально есть, но состоит она почти всегда из единственного кандидатского экзамена или сдачи отчета по практике. Первый оценивается по пятибалльной системе, второй ― обычно по системе «зачтено–не зачтено».
Всего же экзаменов в аспирантуре за весь период учебы обычно три, но иногда бывает и четыре.
Академическая задолженность в аспирантуре возможна, но это в том случае, если по каким-то причинам обучаемый не сдал запланированный на текущий год кандидатский экзамен. Если при таких условиях аспиранта на кафедре аттестуют, то этот кандидатский минимум он будет сдавать уже на следующий год. Если же академическая задолженность не будет аспирантом устранена в установленный для этого срок, то он может быть отчислен (на основании п. 43 Постановления № 2122).
Что представляет собой итоговая аттестация по программам аспирантуры?
Это обсуждение (предзащита) диссертации на заседании кафедры или диссовета. Изначально вся учеба в аспирантуре подчинена именно этой цели.
По результатам такой аттестации принимается решение, соответствует или нет кандидатская диссертация установленным критериям:
- При положительном решении обучающийся считается успешно освоившим программу аспирантуры и может впоследствии выходить на защиту диссертации.
- Если же представленную на обсуждение работу признают не соответствующей требованиям, тогда обучаемый отчисляется из аспирантуры как не освоивший программу подготовки по данной специальности.
Последнее, надо сказать, случается очень редко, поскольку таких аспирантов выявляют обычно значительно раньше и не доводят их до предзащиты.
Можно ли окончить аспирантуру досрочно?
Да, это следует из п. 34 Постановления № 2122. Если аспирант успешно сдал все кандидатские экзамены, прошел все практики и отчитался по ним, полностью написал диссертацию, опубликовал необходимое количество статей ВАК, выполнил прочие пункты своего плана научной деятельности и все это подтверждает его научный руководитель, то он имеет право выходить на предзащиту, то есть итоговую аттестацию. За два года это можно сделать, хотя и сложно, за один ― вряд ли, по крайней мере, вчерашнему студенту.
Можно ли пройти ускоренное обучение в аспирантуре?
Да, но такая возможность должна быть предусмотрена внутренними актами организации (на что указывают п.п. 15 и 29 упомянутого Постановления № 2122).
Условия такого обучения в аспирантуре свои в каждом вузе, но они в любом случае фиксируются в индивидуальном плане аспиранта. Например, подобную возможность могут предоставить тем, кто:
- уже ранее учился в аспирантуре или вообще имеет ученую степень по другой специальности;
- совмещают одновременно несколько аспирантских программ;
- сдал ранее кандидатские экзамены (один или несколько);
- подготовил диссертацию или завершает работу над ней;
- имеет необходимые для ускоренного освоения программы способности и (или) уровень развития.
Особенности обучения в аспирантуре заочно и дистанционно
Почти никакой разницы нет в учебе в аспирантуре очно, заочно или дистанционно. И все потому, что аудиторных занятий в любом случае мало, а написание диссертации и научных статей, прохождение практики, сдача кандидатских экзаменов или преподавание ничем не отличаются на разных формах обучения. Единственное отличие заочной формы в том, что здесь учатся на год дольше, а дистанционного формата ― что сдавать экзамены и проходить предзащиту (и даже иногда защиту) можно удаленно (но последнее в российской практике бывает крайне редко).
Сложно ли учиться в аспирантуре?
Сложно, но интересно. Если вам нравится студенческая жизнь, то в аспирантуре вы фактически ее себе продлеваете на 3 года, но при этом свободы действий у вас гораздо больше, только сдавайте экзамены, пишите диссертацию и статьи. Можете при этом работать ― хоть в вузе, хоть в других местах.
Главная ваша задача при учебе в аспирантуре ― написать диссертацию, а потом ее защитить. Вы уже делали все это с ВКР специалиста или магистра. Теперь нужно будет просто повторить, только кандидатская во много раз сложнее. А понимание, нужно ли вам это и сможете ли, обычно приходит на старших курсах, особенно в магистратуре.
Обучение в аспирантуре ― это крайне сложное, но столь же интересное времяпровождение. Если чувствуете, что это ваше, то поступайте, не сомневайтесь. А чтобы убедиться, надо ли оно вам, пробуйте еще в студенческие годы участвовать в научной жизни (пишите статьи, ходите на конференции, просите преподавателей брать вас в исследования). Если же что-то вдруг не получится, то написание любой научной работы вы всегда можете заказать на нашем сайте.