- Что представляет собой образовательная программа аспирантуры?
- Структура программ аспирантуры по ФГТ
- Научный компонент программы аспирантуры
- Образовательный компонент аспирантской программы
- Итоговая аттестация по программам подготовки аспирантов
- Документы, определяющие требования к результатам освоения программы аспирантуры
- Что учитывать при выборе программы обучения в аспирантуре?
Программа подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре ― это официальный документ, который регулирует весь процесс обучения по каждой специальности. Также этим термином иногда называется любое конкретное направление подготовки в аспирантуре. О том, что из себя представляет программа подготовки в аспирантуре, каковы ее структура и содержание, какими нормативными правовыми актами она регламентируется и что вообще о ней нужно знать аспиранту, мы и поговорим в настоящей статье.
Что представляет собой образовательная программа аспирантуры?
В первую очередь программа образования в аспирантуре ― это регламент обучения по каждой специальности, в котором максимально подробно указывается, что там необходимо изучать аспирантам, в какие сроки, что при этом предстоит освоить, какие знания и умения, что из этого обязательно, а что по выбору обучающегося и т.д. Все это оформляется в виде документа установленного образца на несколько десятков страниц, который разрабатывается самой образовательной организацией, но в строгом соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ) к программам высшего профессионального образования в аспирантуре. Это в том числе закреплено в п. 1 Приложения к Приказу Минобрнауки РФ от 20.10.2021 № 951, утвердившего ФГТ к структуре, условиям реализации, срокам освоения программ аспирантуры (далее ― ФГТ № 951).
Важно отметить, что программы подготовки в аспирантуре разрабатываются отдельно для каждой формы обучения (потому что там разные сроки) и для каждой специальности (так как это и есть разные направления подготовки), причем последних на самом деле очень много (п.п. 1 и 2 ФГТ № 951).
Так, согласно классификации ВАК, номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени (утв. Приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118), включает в себя естественные науки, технические науки, медицинские науки и т.д. Каждая из отраслей наук подразделяется на группы специальностей. Например, естественные науки состоят из таких групп, как математика и механика, физические науки, химические науки и проч.
Наконец, группы специальностей подразделяются на частные программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Скажем, математика и механика включает в себя такие специальности, как вещественный, комплексный и функциональный анализ, дифференциальные уравнения и математическая физика, теория вероятностей и математическая статистика, а также целый ряд других ― всего 10 программ подготовки в аспирантуре, каждая из которых еще может дифференцироваться на очную и дистанционную, на русском языке и на иностранных и т.д..
То есть всего государственных программ аспирантуры существует сотни и собственно такой программой называют не только соответствующий документ, но и само конкретное направление подготовки.
Структура программ аспирантуры по ФГТ
Согласно п. 14 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122 (далее ― Положение № 2122), и п. 5 ФГТ № 951, новая программа аспирантуры должна обязательно включать в себя научный компонент, образовательный компонент, а также итоговую аттестацию. О них мы и расскажем далее чуть подробнее.
Научный компонент программы аспирантуры
Научный компонент программы подготовки в аспирантуре ― это, как следует из его названия, собственно научная деятельность. В свою очередь, научная деятельность ― это прежде всего работа над кандидатской диссертацией, которая и выступает ее интегральным результатом.
Вот именно этот компонент и был необязательным в российской аспирантуре с 2013–го по 2021–й год. Но это изменилось с произошедшим реформированием, сделавшим основной целью аспирантуры подготовку диссертации к защите.
А уже подготовка кандидатской диссертации предполагает:
- проведение исследований;
- публикацию научных статей;
- участие в научных конференциях;
- и иногда даже оформление патентов или свидетельств о государственной регистрации на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, программы ЭВМ и пр.).
Кроме того, программой подготовки в аспирантуре должно быть предусмотрено несколько промежуточных аттестаций по результатам проведения научных исследований.
Образовательный компонент аспирантской программы
Этот компонент касается освоения учебных дисциплин (или их модулей, блоков), прохождения практик и промежуточной аттестации по тем и другим.
Сами дисциплины могут быть обязательными или необязательными для их изучения аспирантом, тогда первые называются элективными, а вторые ― факультативными.
Например, для специальности «1.1.1.Вещественный, комплексный и функциональный анализ» (группа «1.1.Математика и механика», естественные науки) программа полготовки в аспирантуре обычно предусматривает следующие элективные дисциплины (модули): история и философия науки; иностранный язык; вещественный, комплексный и функциональный анализ; алгебраическая геометрия; теория функций многих комплексных переменных; педагогическая практика.
Факультативные дисциплины могут быть свои в каждом вузе ― например, такие: обработка экспериментальных данных; методология исследования и оформление результатов научной деятельности; психология и педагогика в высшей школе.
Промежуточная аттестация в образовательном компоненте ― это:
- кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине с учетом темы диссертации;
- отчеты о прохождении практик ― педагогической, научно-исследовательской и пр. Часто эти отчеты просто сдают, но в некоторых вузах еще и защищают.
Итоговая аттестация по программам подготовки аспирантов
Формально итоговая аттестация ― это оценка кандидатской диссертации на предмет ее соответствия существующим критериям (п. 5 ФГТ № 951). Но здесь речь идет не о защите, а об обсуждении или предзащите. Данную процедуру может проводить как выпускающая (профильная) кафедра, так и диссертационный совет в усеченном составе. Происходит все это ровно так же, как и на защите: заслушивают диссертанта, затем задают ему вопросы, на которые он должен ответить, потом выступают рецензенты и научный руководитель.
На основании всего этого принимается одно из двух решений:
- диссертация соответствует установленным критериям, следовательно, может быть в дальнейшем представлена к защите;
- диссертация не соответствует предъявляемым требованиям.
Последний вариант как раз и означает, что обучающийся не прошел итоговую аттестацию, а, следовательно, не освоил программу подготовки в аспирантуре, то есть не состоялось ее успешного окончания.
Документы, определяющие требования к результатам освоения программы аспирантуры
Как официальный документ программа подготовки в аспирантуре на самом деле представляет собой множество отдельных документов, каждый из которых регламентирует что-то свое. В соответствии с п. 19 Положения № 2122, в комплект таких документов обязательно входят:
- план научной деятельности, включающий планы реализации различных аспектов научного компонента программы, а также итоговой аттестации;
- учебный план, устанавливающий перечень этапов освоения образовательного компонента с распределением курсов дисциплин (модулей) и практики;
- графики учебного процесса для каждого года набора;
- рабочие программы отдельных дисциплин (которые изучаются в аспирантуре по данной специальности), программы практик.
Вот эти документы и определяют требования к результатам освоения программ аспирантуры. Могут быть также и другие дополнительные документы на усмотрение вуза.
С данной документацией весьма полезно ознакомиться, чтобы лучше представлять, что конкретно ожидать от обучения в аспирантуре по выбранной программе на каждом курсе. Размещается она обычно на сайтах образовательных организаций, а также всегда ее можно посмотреть в отделе/управлении аспирантуры.
Что учитывать при выборе программы обучения в аспирантуре?
Здесь мы поговорим о программе подготовки в аспирантуре в смысле конкретной специальности.
Вопрос о выборе такой программы возникает обычно тогда, когда абитуриент не может определиться между близкими направлениями подготовки, причем чаще всего в пределах одной отрасли наук (только экономические, только филологические и пр.). К примеру, между отечественной и всеобщей историей.
Мы со своей стороны постоянно советуем в таких случаях попытаться продолжить в аспирантуре ту тематику, которую вы уже начали разрабатывать в рамках подготовки выпускной квалификационной работы специалиста или магистерской диссертации, если, конечно же, в вашем конкретном случае это возможно в принципе. Правда, и здесь может стоять достаточно непростой выбор между близкими специальностями, ведь одну и ту же тему можно изучать в рамках разных направлений. Так, неравенство в социально-экономическом развитии между субъектами федерации или муниципальными образованиями в рамках одного региона ― одновременно проблематика и менеджмента, и региональной экономики, а это разные программы подготовки в аспирантуре, хотя и близкие.
Кроме того, смотреть нужно не только на саму программу, но и на то:
- какой вуз ее реализует (в котором вы планируете учиться в аспирантуре);
- какая кафедра;
- какой там диссертационный совет;
- кто может быть вашим научным руководителем.
С другой стороны, в приведенном выше примере с менеджментом и региональной экономикой вы все равно получите степень кандидата экономических наук (в случае успешного написания и защиты диссертации, конечно же), а значит, не так уж важно, в рамках какой конкретно программы вы будете заниматься своими исследованиями.
Более того, иногда аспиранту даже не важно, по каким наукам получать ученую степень. Тогда просто постарайтесь узнать, на какой программе легче учиться. В частности, посмотрите учебный план и паспорт специальности, чтобы понимать, что именно придется учить и с каких позиций проводить свои исследования. Например, существует огромное количество направлений психофизиологических исследований, проведя которые, можно защищаться и по психологическим, и по медицинским, и по биологическим наукам. И подобных примеров в российской аспирантуре множество.
Подводя итог, мы можем рекомендовать все же в первую очередь руководствоваться собственными научными интересами, потому что заниматься не совсем теми исследованиями, к которым у вас есть склонность, ― это не очень продуктивно. Если есть такая возможность, посоветуйтесь со своим предполагаемым научным руководителем или с тем, кто с вами работал при подготовке ВКР. И в любом случае вы всегда можете заказать на нашем сайте ту научную работу, на подготовку которой при обучении в аспирантуре у вас не хватает времени, сил или необходимых навыков.