Как составить отчет по педагогической практике аспиранта?

Отчет по педагогической практике аспиранта — важный документ в ходе его обучения, без которого он не будет допущен до итоговой аттестации. Правда, это в том случае, если вообще педагогическая практика предусмотрена учебным планом для данной специальности в конкретном вузе. О том, что такое отчет о прохождении педагогической практики аспирантом, мы и поговорим в настоящей статье.

Особенности педагогической практики аспирантов

Что такое педагогическая практика аспиранта и ее отличие от производственной практики

Педагогическая практика хоть студента, хоть аспиранта — это в первую очередь преподавание. Если учебным планом предусмотрена педагогическая практика, то аспирант ходит в аудитории и ведет занятия. Лекции ему, скорее всего, не доверят, особенно «потоковые» (хотя всякое бывает), а вот семинары и прочие лабораторные — вполне. И провести он должен столько академических часов (одно занятие — это два таких часа, «пара»), сколько их предусмотрено программой подготовки по конкретной специальности.

Педагогическую практику аспирант может проходить как в своем вузе, так и в любом другом, с которым договорится он сам либо выпускающая кафедра (научный руководитель). Главное, чтобы там велись такие дисциплины, которые данный аспирант может преподавать в рамках своей специальности (понятно, что, скажем, юриста вести медицинские дисциплины не отправят).

В свою очередь, производственная практика аспиранта — это, как следует из названия, практика на производстве и преподавание здесь совершенно ни при чем. Однако в отдельных случаях такая практика становится одновременно и педагогической. Что это за случаи? Ответ простой: эти понятия идентичны только в педагогических вузах и некоторых искусствоведческих. Вот там производство — это и есть проведение занятий. Иногда она может называться научно-педагогической практикой аспирантов, но сути дела это не меняет. Бывают у аспирантов даже практики научно-производственные и производственно-педагогические — это уж насколько хватает фантазии преподавателей профильных кафедр.

Задачи, выполняемые при прохождении педагогической практики аспирантом

Конечно, в число задач педагогической практики аспиранта входит далеко не только проведение занятий. К ним также относится написание лекций, подготовка планов семинарских занятий, лабораторных работ и иных аудиторных учебных мероприятий, проверка студенческих контрольных работ, разработка экзаменационных вопросов, тестов, тем для курсовых или ВКР и т.д. — словом, все то, что обычно сопровождает у любого преподавателя педагогический процесс. То есть к педагогической практике по сути относится и методическая работа аспиранта.

Как написать педагогический отчет аспиранта?

    УЗНАЙТЕ СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ

    Объем и структура отчета

    Требования к объему и структуре отчета о прохождении педагогической практики аспирантом могут быть крайне разнообразными, так как устанавливаются они даже не вузами, а выпускающими кафедрами. То есть в одной образовательной организации, но на разных направлениях подготовки, такие требования нередко очень сильно отличаются. Поэтому их нужно уточнять у научного руководителя, у лаборанта (методиста), либо у преподавателя, ответственного за педагогическую практику аспирантов.

    Но в подавляющем большинстве случае структура отчета о педагогической практике в аспирантуре довольно типична и включает в себя:

    • титульный лист;
    • оглавление;
    • основная часть;
    • заключение;
    • список использованных источников информации;
    • приложения (при необходимости).

    Основная часть может состоять из методического, собственно педагогического и научного разделов. То есть аспирант в них достаточно подробно описывает, как готовился к занятиям, как их проводил и к каким выводам пришел в результате анализа результатов проделанной работы. Типичный объем такого отчета — как у обычного реферата.

    Содержание отчета по педагогической практике

    Содержание педагогического отчета аспиранта определяется его структурой.

    Если, например, там есть введение, то, как и в любом введении, в этом разделе описываются цель и задачи педагогической практики, значимость ее прохождения, актуальность освоения педагогического опыта в рамках данной специальности и все в таком духе.

    Если в основной части есть методический раздел, то там сначала обобщается педагогический опыт преподавателей профильной кафедры (а аспирант должен ходить к ним на занятия), а на основе этого — уже описываются собственные достижения в этом пункте (разработка лекций, семинаров, заданий и проч.).

    Документы к отчету

    Почти всегда к педагогическому отчету аспиранта должны прилагаться:

    • задание на педагогическую практику;
    • дневник педагогической практики аспиранта;
    • отзыв/характеристика с базы практики;
    • планы/конспекты проведенных аспирантом аудиторных занятий;
    • разработанные аспирантом методические материалы (вопросы, тесты, задания и проч.).

    А дальше все зависит от изобретательности руководства профильной кафедры, которое вполне может озадачить аспирантов сбором и еще целого пакета на самом деле не очень нужной документации. Так, иногда требуют:

    • анализ аудиторных занятий, посещенных аспирантом;
    • характеристику материально-технической базы вуза в части преподаваемых аспирантом дисциплин;
    • методические рекомендации, составленные аспирантом;
    • заключение кафедры о прохождении аспирантом педагогической практики.

    На самом же деле, помимо отчета по педагогической практике аспиранта, содержательную ценность имеет лишь дневник, в котором подробнейшим образом фиксируются все занятия, проведенные аспирантом (время, дата, тема и прочие детали). Возле каждого занятия ставится отметка о его проведении научным руководителем либо лицом, ответственным за педагогическую практику аспиранта. Сюда же могут вноситься и замечания, причем как самого аспиранта, так и тех, кто контролирует прохождение им педагогической практики.

    Оформление отчета

    По своему оформлению отчет по педагогической практике аспиранта, как правило, сильно напоминает обычный реферат, за исключением каких-то специфических приложений и документов, перечисленных нами выше. Вот они могут быть написаны в свободной форме, а бывает, что их требуют строго по образцу. Узнавать надо в любом случае у тех должностных лиц, которые отвечают за педагогическую практику аспирантов на данном направлении подготовки.

    И то же самое касается дневника прохождения практики, хотя здесь как раз тот случай, когда содержание гораздо важнее формы. Думаем, никто не будет вас ругать за немного не такие отступы и поля или не тот шрифт в заголовках.

    В заключение мы можем сказать, что посредством прохождения педагогической практики аспирант в первую очередь должен научиться применять полученные ранее знания, но не на производстве и не в рамках научной деятельности, а передавая эти знания своим более младшим коллегам. Ведь хорошо известно, что просто знать что-то и уметь это понятно рассказать другим — далеко не одно и то же.

    Вот это умение и нужно максимально полно отразить в отчете по педагогической практике аспиранта. Если же вам не хватает времени на его подготовку, то всегда можете заказать данный вид работы на данном сайте. Кроме того, наши специалисты выполнят для вас на заказ и любую другую работу аспиранта качественно и в кратчайшие сроки.

    Оцените статью
    Science-zakaz.ru