- Суть и значение научно-исследовательской практики в аспирантуре
- Как проходит научно-исследовательская практика аспиранта?
- Место, сроки и способы проведения практики
- Формы проведения научно-исследовательской практики аспиранта
- Порядок прохождения практики
- Как подготовить отчет о научно-исследовательской практике аспиранта?
- Особенности промежуточной аттестации по исследовательской практике аспиранта
После введения ФГТ для аспирантуры взамен ФГОСов вузы все активней внедряют в свои программы подготовки научных и научно-педагогических кадров исследовательские практики. Зачастую они заменяют собой аспирантские практики иных видов — производственную, педагогическую и др., но иногда и просто дополняют их. О том, что конкретно из себя представляет научно-исследовательская практика в аспирантуре, мы расскажем в этой статье.
Суть и значение научно-исследовательской практики в аспирантуре
Сразу несколько видов практик вы вполне могли проходить, обучаясь на бакалавриате, специалитете или магистратуре. Среди них у студентов некоторых вузов и направлений подготовки была и научно-исследовательская практика, особенно у магистров. Но даже если и не было именно такого вида практики, вы наверняка хорошо помните, что из себя представляет практика вообще, будь она научная, преддипломная или еще какая. Суть в любом случае одна — перейти от аудиторных занятий к практическому применению полученных знаний, трансформировав их в конкретные умения и навыки.
Таковые применительно к проведению научных исследований для аспиранта очень важны, а потому к научно-исследовательской практике в аспирантуре следует относиться максимально серьезно. По сути, организуя для аспирантов исследовательскую практику, вуз дает им возможность попрактиковаться в сборе, обработке и анализе эмпирической информации для диссертации, а также в описании и представлении результатов проведенного исследования, что, конечно, в свете подготовки и предстоящей защиты кандидатской, является весьма полезным навыком.
Иногда аспирантов в рамках научно-исследовательской практики кафедра просто привлекает к проводимым ею исследованиям по грантам, хоздоговорным темам или госзаданиям, а на собранном материале либо какой-то его части эти самые аспиранты пишут потом свои диссертации.
То есть научно-исследовательская практика у аспирантов может быть организована именно как классическая практика, в том числе в сторонних учреждениях, а бывает, что это просто коллективный сбор эмпирических данных, в рамках которого каждый аспирант берет только то, что требуется именно для его диссертации.
Как проходит научно-исследовательская практика аспиранта?
Место, сроки и способы проведения практики
По этим параметрам научные практики аспирантов, организуемые в разных вузах и на разных специальностях, отличаются значительным разнообразием, не говоря уже о том, что нередко такого вида практики и вовсе не предусмотрено учебным планом.
Например, научно-исследовательская практика у аспирантов может проходить:
- в этом же вузе (в его лабораториях, компьютерных классах и пр.);
- в другом вузе (где есть соответствующая материально-техническая база);
- вообще в сторонних организациях, причем иногда составляется строгий перечень таких организаций, а порой это вообще может быть любая фирма (кроме ИП), у которой в уставе прописан релевантный вид деятельности.
То есть по сути научно-исследовательские практики у аспирантов могут вообще проходить где угодно, в зависимости от их направлений подготовки: у юристов в правоохранительных органах, у ветеринаров на животноводческих фермах, у историков в музеях или архивах, у искусствоведов в библиотеках или театрах и т.д.. и т.п. Главное здесь — тренировать навыки именно научного исследования, учиться анализировать тот фрагмент реальности, который и познает выбранная вами наука.
Научно-исследовательская практика аспирантов может быть также дискретной (рассредоточенной) и непрерывной, продолжаться и 20, и 200 академических часов, проходить на каком-то одном курсе или на разных.
Формы проведения научно-исследовательской практики аспиранта
Тут у вузов и выпускающих кафедр открывается еще больший простор для фантазии на тему научно-исследовательской практики аспирантов. По сути формы их проведения никто не может проконтролировать по той простой причине, что ни в каких нормативных правовых актах, выше вузовских, это не регламентируется. А все, что действующим законодательством не запрещено — то, как известно, разрешено. Следовательно, научно-исследовательская практика у аспирантов может проходить так, как решит заведующий кафедрой, председатель диссертационного совета или иное ответственное должностное лицо.
Необходимо, правда, отметить, что руководят подготовкой аспирантов в вузах отнюдь не глупые люди, а потому они всегда стараются применять такие формы научно-исследовательской практики, которые в максимальной степени способствуют обретению аспирантами навыков научной деятельности.
Приведем примеры некоторых видов деятельности, которые могут зачесть аспиранту в качестве научно-исследовательской практики:
Например, условная кафедра социологии постоянно проводит какие-нибудь опросы и вот к разработке анкет, «полевому» этапу, статистическому анализу данных и подготовке отчета о НИР она привлекает и аспирантов. Но делается это не просто так, а с расчетом на то, что аспирант какие-то из этих данных и полученных на их основе научных результатов использует в своей кандидатской диссертации.
Скажем, профессор медицинского университета выиграл грант на проведение исследования патологии органов зрения у жителей своего города или региона. У него есть несколько аспирантов, каждый из которых принимает участие в этом исследовании, то есть очень сильно помогает вузу, кафедре и своему научному руководителю, а взамен может использовать собранные данные в своей диссертации. С тем лишь условием, чтобы не написать с другими аспирантами одно и то же, но уж об этом профессор позаботится.
Затем все это оформляется в виде научно-исследовательской практики, которую аспиранты этого профессора успешно прошли, отметку о чем он им и сделает как в отчете или дневнике практики аспиранта, так и в его индивидуальном плане.
Кафедры нередко выполняют различные научно-исследовательские работы (НИР) по грантам, договорам, государственным заданиям. И вполне возможен такой вариант, что аспирантов привлекают к подготовке отчета о НИР, а уже на его основе они пишут для себя научные статьи, опять же под руководством научного руководителя. К тому же, это как нельзя лучше формирует навыки описания и оформления результатов научного исследования. И все это тоже оформляется как научно-исследовательская практика аспирантов, причем даже никто проверять не будет, что они там делали, если научный руководитель ставит им положительную отметку о прохождении.
Существуют и менее распространенные варианты организации научно-исследовательской практики для аспирантов. Это может быть, например, полноценная работа на каком-нибудь экспериментальном оборудовании то количество академических часов, которое предусмотрено учебным планом. Но это в том случае, когда навык такой работы будущему ученому просто необходим. Скажем, аспирант, обучающийся по специальности «1.3.10. Физика низких температур» должен хотя бы на минимальном уровне уметь работать с термоэлектрическими охлаждающими устройствами или рефрижераторами растворения.
Еще в качестве прохождения научно-исследовательской практики аспиранту могут зачесть организацию (или участие в качестве ответственного лица) научно-практических конференций и научных семинаров, стажировки в научно-исследовательских центрах и даже полноценную работу по трудовому контракту в сторонних организациях. Например, аспирант, обучающийся по специальности «1.5.11. Микробиология», работает лаборантом в отделе селекции кисломолочных бактерий местного молочного комбината. Тогда он просто приносит выписку из трудовой книжки, характеристику с места работы и этого бывает достаточно для отметки о прохождении научно-исследовательской практики.
Порядок прохождения практики
Если научно-исследовательская практика аспирантов предусмотрена учебным планом, то она в начале года или вообще в самом начале обучения записывается в индивидуальный план. Причем, как и все остальные моменты, этот тоже контролируется научным руководителем. И он же выдает задание на практику, то есть перечень работ, которые должен будет выполнить аспирант в ходе ее прохождения. Иногда этим занимается тот преподаватель кафедры, у которого стоит в нагрузке «научно-исследовательская практика аспирантов». Тогда задание выдает именно он и он же принимает дневники и отчеты по практике.
Но все равно в этом задании будут официальные и «казенные» формулировки типа «сбор информации для практической части диссертации» или «получение навыков научно-исследовательской работы». А как аспирант будет все это «собирать» и «получать», нередко решает он сам или совместно со своим научным руководителем. Вуз или кафедра могут предоставить базу практики, а могут этого и не сделать. И даже при наличии предоставленной базы аспиранту нередко дают возможность пройти практику там, где ему удобнее, лишь бы у организации был подходящий профиль.
В качестве подтверждения факта прохождения практики, помимо дневника и отчета, которые подписывает руководитель от базы практики, кафедра может потребовать черновой вариант научной статьи (подготовленный именно во время практики), эмпирической главы диссертации, раздел отчета о НИР, характеристику с места практики и т.п. — в зависимости от того, что было записано в задание на практику и индивидуальный план аспиранта.
На кафедре могут даже организовать процедуру защиты аспирантами своих отчетов о практике, где они и рассказывают подробно, что делали, но чаще бывает, что отчеты просто сдают.
Как подготовить отчет о научно-исследовательской практике аспиранта?
Форма любых отчетов по практикам и требования к ним не унифицированы. Их каждый вуз и даже каждая выпускающая кафедра устанавливают самостоятельно. Поэтому прежде чем приступать к составлению отчета, возьмите на конкретной кафедре соответствующую методичку или образец отчета о научно-исследовательской практике аспиранта.
Но хотя объем, структура, содержание, необходимый процент оригинальности могут отличаться очень сильно на разных кафедрах, в целом это все тот же обычный отчет о прохождении практики, с которыми вы наверняка уже сталкивались в студенческие годы.
Почти наверняка там будет структура, включающая:
- титульный лист;
- задание на практику;
- содержание;
- введение, в котором надо отразить актуальность научной практики, место ее прохождения, цель и задачи, перечень выполненных работ и т.п.;
- основная часть, отражающая основные результаты выполнения задания на практику;
- заключение, где указываются знания, умения и навыки, приобретенные на практике;
- список использованных источников;
- приложения.
Сам отчет о прохождении научно-исследовательской практики аспиранта нужно написать так, чтобы свою проделанную работу представить в максимально выгодном свете. Но при этом каждое приведенное вами собственное достижение должно быть подтверждено или документально, или конкретным результатом. Если вы, например, напишете, что приобрели навык подготовки научных статей, тем более, когда это записано в задании на практику, но самой статьи или даже фрагмента по ее окончании у вас так и не появилось, то у кафедры могут возникнуть серьезные сомнения касательно того, стоит ли вам засчитывать научно-исследовательскую практику.
Но сам отчет — это не единственный документ, который нужно сдать по итогам прохождения практики. Обычно вместе с ним требуется предоставить еще и ряд дополнительных документов, однако конкретный их перечень тоже оставляется на усмотрение вузов и их структурных подразделений. Чаще же всего к отчету необходимо приложить:
- дневник прохождения практики;
- характеристику с места практики;
- иногда — полученный результат, как то: раздел статьи, диссертации, отчета о НИР и т.п.
Дневник и характеристики подписывают ответственные лица от базы практики или от кафедры. Содержание этих документов также очень сильно варьирует в зависимости от вуза и специальности.
Особенности промежуточной аттестации по исследовательской практике аспиранта
Этот аспект также определяется каждым конкретным вузом или даже конкретной кафедрой. К примеру:
- могут организовать процедуру защиты отчетов по практике;
- могут заслушать их на заседании кафедры или диссертационного совета (это, правда, редко);
- могут просто дать указание сдавать отчеты и все документы своим научным руководителям или лицам, назначенным ответственными за научно-исследовательскую практику аспирантов.
Оцениваться отчеты тоже могут по-разному: зачет/незачет, по 5-балльной шкале, по 100-балльной и пр.
А что будет, если не сдать вовремя отчет, дневник, другие необходимые документы или вовсе не пройти практику? Опять же, все зависит от вуза, кафедры, их принятой политики в отношении работы с аспирантами, но в большей своей части — от научного руководителя.
Если следовать «букве закона», то в обозначенной ситуации образуется академическая задолженность, не закрытие которой в установленные сроки влечет за собой отчисление из аспирантуры (см. п. 43 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122).
Но в практической деятельности обычно ничего такого не происходит. Просто сдача отчетных документов переносится на более поздний период, а до тех пор в индивидуальном плане аспиранта будет отсутствовать отметка о том, что запланированная на текущий учебный год научно-исследовательская практика успешно пройдена. При этом даже при незачтенной практике аспиранта могут аттестовать и перевести на следующий курс, если научный руководитель будет ходатайствовать об этом. Но в любом случае «хвост» придется закрывать перед итоговой аттестацией, к которой при наличии академических задолженностей вас допустить уже не имеют права.
Как видите, если научно-исследовательская практика аспиранта в учебном плане есть, то игнорировать ее нельзя. К тому же она весьма полезна в плане приобретения навыка научных исследований. А на данном сайте вы всегда можете заказать подготовку для вас отчета по практике, кроме того, наши специалисты выполнят на заказ любую другую научную работу аспиранта.