Индивидуальный план аспиранта по ФГТ: понятие, структура и содержание

Индивидуальный план аспиранта (ИПА) — это основополагающий документ, который сопровождает всю его учебную, научную и сопутствующую деятельность на протяжении всего срока обучения. Индивидуальный план работы аспиранта является «живым» документом, то есть он не составляется раз и навсегда, а постоянно корректируется, дополняется, новые пункты в него добавляются с учетом выполнения предыдущих. Также индивидуальный план выступает эффективным средством контроля того, насколько успешно аспирант осваивает программу подготовки. Из этого следует, что данный документ очень важен при обучении в аспирантуре, и вот что именно он из себя представляет, мы и расскажем в настоящей статье.

Что такое индивидуальный план работы аспиранта и зачем он нужен?

Индивидуальный план аспиранта — это документ, который содержит информацию обо всех дисциплинах (модулях), формах контроля знаний, мероприятиях научной деятельности и итоговой аттестации, которые предстоит пройти обучающемуся за весь период освоения программы. Иначе говоря, индивидуальный план — это своего рода «дорожная карта» аспиранта, которая наглядно отражает, что, когда и в каком объеме необходимо будет выполнить для успешного окончания обучения.

Индивидуальный план аспиранта обязательно должен включать:

  • индивидуальный план научной деятельности;
  • индивидуальный учебный план.

Указанное прямо закреплено в п. 22 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122 (далее — Положение № 2122), а также п. 4 федеральных государственных требований (ФГТ) к программам аспирантуры, утв. Приказом Минобрнауки России от 20.10.2021 № 951 (далее — ФГТ).

Причем согласно приведенным актам, научная деятельность должна иметь приоритет над образовательной при обучении в аспирантуре, соответственно, это должно найти отражение и в аспирантском индивидуальном плане.

В самом начале процесса обучения в индивидуальный план аспиранта по согласованию с научным руководителем вносятся основные виды деятельности, которые обучающийся должен будет выполнить. Главным образом это касается первого года учебы, который расписывается гораздо более подробно по сравнению с остальными.

На многих кафедрах планы на второй и последующие годы обучения предварительно заполняются вообще карандашом, чтобы проще было потом корректировать. Но первый год должен быть распланирован максимально точно по всем компонентам.

В конце учебного года, обычно на последнем заседании кафедры (в середине или конце июня), аспиранты зачитывают то, что было запланировано на учебный год, а также степень выполнения всего этого. При этом научный руководитель тоже выступает и подтверждает либо опровергает (уточняет, корректирует и т.п.) отчет аспиранта. По результатам такого обсуждения формально могут быть приняты следующие решения:

  1. Если обучающийся выполнил все из того, что есть в плане, то его аттестуют и переводят на следующий год.
  2. Если не выполнен план научной деятельности, то может быть принято решение об отчислении из аспирантуры, что следует из абз. 5 п. 43 Положения № 2122.
  3. Если не выполнен учебный план, то будет считаться, что аспирант имеет академическую задолженность по той или иной дисциплине (модулю). И не устранение ее в установленные сроки также влечет за собой отчисление (абз. 6 и 7 п. 43 Положения № 2122). При этом даже при наличии такой задолженности аспирант все равно может быть переведен на следующий курс.

На практике же случаи отчисления из аспирантуры из-за невыполнения каких-то пунктов плана достаточно редки — для этого нужно, чтобы еще и научный руководитель ходатайствовал об отчислении. Если же он не против работать дальше с таким аспирантом, то он обычно продолжает учиться дальше, параллельно ликвидируя образовавшиеся задолженности (в зависимости от того, что именно не сделал).

Следует иметь ввиду, что с обозначенными задолженностями аспирант не может быть допущен к итоговой аттестации (п. 45 Положения № 2122), а потому их лучше закрывать своевременно.

Порядок составления, утверждения и контроля за выполнением индивидуального плана аспиранта

    УЗНАЙТЕ СТОИМОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВАШЕЙ РАБОТЫ

    Порядок работы с индивидуальным планом аспиранта определяется главным образом локальными вузовскими актами (п. 22 Положения № 2122, п. 4 ФГТ). Федеральное же законодательство на этот счет устанавливает лишь минимум общих требований. Так что некоторые процедурные аспекты составления, утверждения и контроля за выполнением индивидуального плана аспиранта в разных вузах могут немного отличаться.

    По общему правилу, индивидуальный план аспиранта утверждается не позднее 30-ти календарных дней с момента начала обучения в аспирантуре (п. 22 Положения № 2122). Но в реальной практике его заполняют практически сразу же, а утверждают на ближайшем заседании кафедры либо диссовета (первом или втором в новом учебном году). Просто научный руководитель, как правило, собирает всех своих аспирантов (и вновь поступивших, и остальных) и диктует им, что они должны записать в план, и он же контролирует его текущее выполнение каждым обучающимся, что согласуется с предписаниями п.п. 9 и 23 Положения № 2122.

    Индивидуальный учебный план обычно повторяет содержание программы данной специальности, а потому прописывается сразу на весь срок обучения.

    А вот индивидуальный научный план аспиранта носит более творческий и мобильный характер. Если то, что записано в научном плане на первый год обучения, в целом выполнено, то план на второй год лишь уточняется посредством внесения в него каких-то подробностей, которые не были известны в начале первого года. Например, если было записано «подготовка одной статьи ВАК», то теперь можно добавить уже название статьи, ее уровень (К1, К2 или К3), а возможно даже и наименование конкретного журнала. Если же на первом году не сделано достаточно много из запланированного, то все это переносят на второй год либо вообще на третий.

    Аналогичным образом заполняется индивидуальный план научной деятельности аспиранта на третий год, и если он последний (а так оно чаще всего и бывает), то дальше переносить уже не получится — придется все выполнять разом, да еще и дописывать диссертацию, что очень сложно.

    Так что советуем не откладывать на последующие годы то, что можно сделать на первом или втором.

    Структура и содержание индивидуального плана работы аспиранта

    Общая характеристика структуры плана аспиранта

    По своему внешнему виду индивидуальный план работы аспиранта обычно напоминает тонкий журнал со страницами формата А4. Он имеет:

    • титульный лист;
    • раздел с биографической информацией, касающейся аспиранта, и сведениями об образовательной программе (Ф.И.О., образование, специальность в аспирантуре и пр.);
    • информацию о диссертации (на первом году только тема, да и то примерная);
    • общий план обучения, включающий научный и образовательный компоненты, плюс промежуточную и итоговую аттестацию;
    • рабочие планы на каждый год, но подробный — чаще всего только на первый.

    Заполнение общей информации об аспиранте и образовательной программе

    Здесь все просто: Ф.И.О., все дипломы о высшем образовании, какие есть, даты начала и окончания обучения, специальность ВАК (образовательная программа), форма обучения, на каком основании поступил (бюджет, договор, целевой набор), дополнительные условия (возможно индивидуальное или дистанционное обучение, ускоренный формат и т.п.) и может быть еще ряд пунктов, наличие которых определяется в самом вузе.

    Описание сведений о диссертации в ИПА

    План аспирантуры, конечно, предусматривает такой пункт, но что в нем может написать даже научный руководитель в самом начале обучения? Практически ничего, кроме темы, да и ее весьма приблизительно. Хотя на многих кафедрах в сентябре на заседаниях включают такой пункт в повестку, как «утверждение тем диссертаций аспирантов», то есть одних только тем, а не индивидуальных планов вообще, которые утверждаются отдельно.

    Вместе с тем, нередко руководитель подбирает себе аспирантов еще задолго до приемной кампании, в том числе из студентов-выпускников, и вот в ними уже тема диссертации обсуждается заранее, в том числе даже ее обоснование, которое и записывается в план.

    Содержание плана научной деятельности аспиранта

    Научная деятельность аспиранта — это, во-первых, подготовка кандидатской диссертации, а во-вторых, написание статей (п.п. 19 и 23 Положения № 2122). И все действия, необходимые для этого, заносятся в индивидуальный научный план аспиранта.

    На первом году обучения по диссертации обычно планируется лишь сбор и анализ литературы или других источников, которые сильно варьируют в зависимости от направления подготовки (это могут быть и статистические материалы, и архивные, и нормативные правовые акты, и художественная литература или пресса, если они выступают предметом научного анализа). На этот же год может быть запланирована и одна статья, но не обязательно.

    Для защиты кандидатской диссертации нужны статьи ВАК или более высокого уровня (Scopus, Web of Science и т.п.), но научный руководитель может записать в план первого года также и статью РИНЦ либо даже просто тезисы в каком-нибудь сборнике конференции. Для защиты это не подойдет, но в качестве тренировки написания научных работ вполне приемлемо.

    Также отдельными пунктами идет участие в научных мероприятиях (не только конференции, но и семинары, «круглые столы» и пр.).

    Возможны и другие составляющие научной деятельности — например, участие в грантах или конкурсах.

    На втором году обучения и диссертация, и публикационная активность уже требуют куда большего внимания, а потому и соответствующие пункты индивидуального плана аспиранта куда серьезнее. Здесь к концу года должны быть проведены все исследования по кандидатской и собраны их результаты, которые осталось только проанализировать. Возможно и анализ тоже нужно провести, а на третий год останется только дописывать текст диссертации. Также на второй год обычно планируют одну или две статьи ВАК.

    Третий год — это период, к концу которого уже должен быть представлен приемлемый черновой вариант диссертации (кроме случаев, когда аспирант учится 4 года или больше), а также написаны все необходимые статьи — обычно это две или три публикации ВАК. Но так как диссоветы нередко требуют их количество «с запасом» (иногда пять или даже шесть), то это все надо соответствующим образом распределить по всему сроку обучения. Статьи, кстати говоря, к предзащите не должны обязательно все уже выйти, а достаточно и справок из редакций журналов о принятии их к публикации.

    Содержание индивидуального учебного плана аспиранта

    Содержание этого раздела индивидуального плана аспиранта обычно расписывается гораздо более четко и подробно, нежели научного, причем сразу на весь период обучения, так как определяется оно образовательной программой по данной специальности, а там детально указано, какие будут изучаться дисциплины, на каких курсах, в какие периоды, в каких объемах, какие предусмотрены практики, формы контроля успеваемости (кандидатский экзамен, отчет и т.д.).

    Аспирант с научным руководителем могут в принципе сами решать, когда и в каком порядке сдавать кандидатские экзамены, но чаще всего на первом году сдают историю и философию науки, на втором — иностранный язык, а на третьем — специальную дисциплину, что и записывается сразу в план.

    Также в учебный план могут быть внесены факультативные дисциплины, освоение которых необязательно в рамках программы аспирантуры, но необходимо для подготовки к сдаче кандидатского минимума (п.п. 6 и 9 ФГТ).

    Содержание рабочих планов аспиранта

    Это тоже часть индивидуального плана, вспомогательные документы на каждый год, где просто фиксируются все виды предстоящих работ (с обязательным делением на научный, образовательный компоненты и аттестацию), а напротив последовательно ставятся отметки о выполнении (или невыполнении) запланированного и подписи как самого аспиранта, так и научного руководителя.

    Сведения о промежуточной и итоговой аттестации

    Это обязательные пункты индивидуального плана аспиранта. Они могут быть достаточно краткими, а бывают и весьма развернутыми.

    Например, от аспирантов порой требуют подготовку подробных отчетов о проделанной работе за прошедший учебный год (опять же, по каждому из компонентов программы), которые тоже прикладываются к индивидуальному плану. Такие отчеты научный руководитель может принять или не принять, а кафедра, соответственно, утвердить или не утвердить. Но здесь очень многое оставлено на усмотрение вузов, а те, в свою очередь, делегируют это право выпускающим кафедрам, которые в итоге и решают, как будут отчитываться их аспиранты.

    В общем, индивидуальный план аспиранта — это документ серьезный и относиться к нему следует соответствующим образом. Главное, чтобы в конце года было выполнено все то (или почти все), что запланировано в начале. Тогда и проблем с обучением в аспирантуре не будет. Если же вы не успеваете выполнить что-то из запланированного — например, написать какую-то научную работу, то вы всегда можете заказать ее подготовку у наших специалистов.

    Оцените статью
    Science-zakaz.ru